Когда в руки попадаются ножи со сколами до 10мм, убитые напрочь, вот такой нож мне более интересен, чем стандартная заточка. Довести до совершенства, так, как это сделали бы японские мастера - вот моя задача... Жаль, что не было привычки фотографировать до... и после... это было бы наглядно...
И дело не только в том, что это эстетически красиво, когда нож легко рассекает на весу лист газеты, а скорее всего в том, что такие ножи очень приятно точить. Металл поёт, и возникает ощущение, что начинаешь чувствовать душу мастера, который создавал этот нож.
Ножи из твердой, типа VG-10, стали точу только вручную, на водяных японских камнях. Начинаю с камня, который больше всего соответствует степени повреждения ножа. Чаще всего это камень с зернистостью #800 - #1000. Затем идет # 2000, потом # 3000, финишную доводку делаю на камне с зерном #6000. После этого ножом можно бриться.
Угол режущей кромки выбираю в зависимости от назначения ножа и от того, кто им будет пользоваться. Изначальный угол заточки не всегда удобен для конкретного пользователя. Сначала расспрашиваю, для каких целей нужен этот нож, затем вопросы о том, кто и как им пользуется, и потом определяю, какой угол заточки лучше всего справится с поставленной задачей.
Отечественные ножи более сложны в заточке, так как очень редко сталь бывает надлежащего качества. Корни этого идут из Европы, там и угол заточки другой, и требования к стали другие, не такие суровые, как в Японии. Да и ножи наши пользователи используют, как показывает практика, для всего... И колбаски порезать и банку консервов открыть, и щепу для костра настругать и рыбу разделать.
Наш нож должен быть универсальный. В этом то и вся проблема. Совместить несовместимое... В Японии для каждой операции имеется свой нож, и для этой работы он получается идеальным, например, для разделки рыбы существуют модификации - это нож для разделки лосося, этот нож для разделки угря, тунца и т.д. Есть ножи для сашими, есть для шинковки овощей и для грубой разделки мяса птицы и рыбы в полевых условиях.
А к рукояткам ножей японцы относятся безобразно, у многих моделей рукоятки стандартные и очень грубые, наверное потому, что ножи созданы для работы, и рукоятки являются расходным материалом. Поэтому с недавних пор я занялся и изготовлением рукоятей к ножам. Рукоятки делаю из капа березы, сувели, японского каштана и других ценных пород древесины, дерево прозрачное, крепкое и теплое, лучше не придумаешь...
Делаю индивидуально, по руке, без «коммерческого» лоска, но зато получается рабочий нож, который радует ...